Оборудование для АЗС Оборудование для автосервиса Статьи Контакты Партнеры  


Интересное от Группы компаний ТехАвто:

Рекупрация паров на АЗС

Рекуперация, улавливание или возврат?

В последнее время, на рынке «Оборудования для нефтеперерабатывающего комплекса», мы все чаще и чаще слышим такие выражения, как «рекуперация пара», «паровозврат», «улавливание паров». Это говорит о том, что вопросы хранения топлива, уменьшения его потерь, во время перевозки и перевалки, экологии становятся все более и более актуальны среди собственников АЗС и нефтебаз, а так же контролирующих государственных органов.

Ни для кого не секрет, что:

  • Суточные потери усредненной АЗС от "больших и малых дыханий" 50-80 кг, годовые 18-20 тонн с учетом выбросов паров при заправке автомобилей до 60 тонн в год.
  • При сливе бензина происходит залповый выброс легких углеводородов в количестве 0.3-0.6% от количества сливаемого топлива, при хранении ("малом дыхании") испарения составляют 0.1-0.4 % от общего объема хранения, т. е., АЗС с общим объемом емкостей 40м. куб. выбрасывает в атмосферу 4-4.5 тонн легких углеводородов в год.
  • При наливе любых емкостей открытым способом из последних вытесняется паровоздушная смесь с концентрацией, в зависимости от температуры от 500 до 1500 мл жидкого продукта в 1м. куб смеси, что увеличивает опасность пожаров, влияет на здоровье человека, наносит вред окружающей среде.

Эти проблемы наиболее актуальны для больших предприятий, владеющих большими сетями АЗС. Именно они, по мере роста своих активов, начинают все больше и больше задумываться о том, куда же девается часть того продукта, который предназначен для продажи и мог быть проданным, а по истечению отчетного периода в буквальном смысле слова "растворяется в воздухе".

Это не удивительно, так как Россия, медленно, но уверенно в своем развитии, двигается в сторону экономически развитых стран, таких как страны европейского сообщество и США. Если подобные темпы будут сохраняться, то мы рано или поздно придем к тому, что сегодня в Европе и США считается нормой, а это:
     - пластиковые трубопроводы;
     - двустенные резервуары;
     - системы улавливания, возврата и рекуперации пара.

Основные определения:

Что же такое "рекуперация пара", "паровозврат", "улавливание паров"?

В английском языке, в терминологии использующейся на рынке "оборудования для АЗС и нефтебаз", существуют два термина Vapor Recovery Stage II и Vapor Recovery Stage I. Эти термины появились в конце 80-х, начале 90-х. Их появление было связно с ужесточением требований (US Environmental Protection Agency) Агенства по защите от загрязнения окружающей среды США, к охране воздушного пространства, так называемое air pollution.

На русский язык, эти термины можно перевести как Возврат Паров Уровень II, Возврат Паров Уровень I или Улавливание Паров Уровень II, Улавливание Паров Уровень I.

Теперь, что касается понятия Рекуперация паров.

Часто мы слышим: "Топливораздаточная колонка с рекуперацией пара", или "Рекуперация пара 1 и 2 уровня".

По мнению автора, это крайне безграмотно. Ни одна топливораздаточная колонка в мире не оснащена системой рекуперации пара. Процесс рекуперации подразумевает превращение паров в топливо. Сегодня ни один производитель ТРК не производит топливораздаточные колонки, оснащенные системами, превращающими пары в топливо.

В терминологии используемой в английском языке, на рынке "оборудования для топливораздаточного комплекса" слово recuperation отсутствует.

Нет этого понятия, даже близко, в тех правилах и нормативах, принятых в США, и касающихся защиты окружающей среды.

По мнению автора, произошла подмена терминов, так как обычно под названием "ТРК с рекуперацией пара" понимается топливораздаточная колонка с системой Улавливания Паров, а именно процесс, именуемый Vapor Recovery Stage II или на русском Улавливание паров уровень II.

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что автор не отрицает существование систем превращающих паровоздушную смесь в топливо. Так как такие системы существуют и один из примеров, это VaporSaver I реализуемый компанией Dover, США, а именно одним из ее дивизионов известным нам под именем OPW. На рынке существует так же ряд подобных систем произведенных в России и Европе. Значение и место этих систем в комплексе "современной АЗС", мы так же попробуем определить в дальнейших публикациях.

Значение системы Улавливания паров имеет первостепенное значение еще и потому, что для того, чтобы пары превратить в топливо, их нужно сначала уловить и сохранить.

Что же такое "Улавливание паров Уровень II"?

Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что Улавливание паров уровень I, Улавливание паров уровень II, Улавливание паров в системе "автоцистерна", Улавливание паров в системе наливного терминала на нефтебазе являются всего лишь частями одного комплекса, который условно можно назвать "Улавливание паров в системе топливораздаточного комплекса".

Обо всех этих этапах мы расскажем в последующих публикациях. Решение, о том, чтобы начать цикл с системы Улавливания Паров уровень II - не случайно. На наш взгляд это самый легкий и доступный, с точки зрения сложившейся на рынке оборудование для "Топливораздаточного комплекса" ситуации, для понимания и реализации этап, затрагивающий всего лишь топливораздаточную колонку. В случае широкого принятия соответствующих норм, по охране окружающей среды в Украине, к обязательному исполнению легче и дешевле всего будет реализовать именно этот этап.

Улавливание Паров уровень II

Система Улавливания Паров Уровень II была разработана с целью улавливания топливных паров испаряющихся во время заправки автомобиля. Согласно данным ЕРА, правильно установленная и функционирующая система улавливает около 95% паров, испаряющихся во время заправки автомобиля. Система возврата паров включает в себя топливораздаточный пистолет, который собирает пары, рукав, возвращающий пары обратно в резервуар. По существу количество топлива в резервуаре пополняется за счет улавливаемых и возвращенных паров.

Типы Системы Улавливания Паров Уровень II.

Существует два типа Системы Улавливания Паров Уровень II: Балансовая система и Вакуумная система. Вакуумная система является более современной и доминирующей на рынке. На сегодняшний момент Балансовая система сохранилась "точечно" в некоторых штатах США, в Европе она отсутствует вообще.

Балансовая система - принцип основан на естественном избыточном давлении, появляющимся в баке автомобиля во время заправки топлива. Попадающее в бак топливо выталкивает пары наружу. Метод является пассивным и требует хорошей прокладки/уплотнения между топливораздаточным пистолетом и горловиной бака.

Вакуумная система - Система включает в себя вакуумный насос, откачивающий пары. Не нужно дополнительной прокладки/уплотнения между топливораздаточным пистолетом и горловиной бака. Пистолет улавливает пары из окружающего пространства.

Журнал «Московский Топливный Рынок», октябрь 2004г.


       
    © Группа компаний "ТехАвто", 2007-2017

автосервисное оборудование, гаражное оборудование

+7 (915) 999-15-50