Оборудование для АЗС Оборудование для автосервиса Статьи Контакты Партнеры  


Интересное от Группы компаний ТехАвто:

Развитие системы электронных торгов в Российской Федерации

Проблема оптимизации взаимоотношений бизнеса и власти – крайне актуальна на сегодняшний день в России. Что может предложить бизнес власти в данной области? Создание эффективного рынка межкорпоративных и межгосударственных закупок с помощью электронных площадок. Именно электронные площадки могут способствовать решению одной из важнейших проблем современности – коррупции: то есть незаконного использования чиновниками своего положения для продвижения выгодных контрактов для «своих» бизнесменов за определенную мзду. Особенно это актуально для самой закрытой и, соответственно, самой коррумпированной сферы – закупочной деятельности для нужд государственных организаций и естественных монополий. Использование технологий XXI века могут кардинально изменить ситуацию.

Первый шаг к созданию электронных площадок для госзакупок был сделан с принятием федерального закона №94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», по которому были предписано проводить электронные аукционы при госзакупках, правда, с ограничением в 500 тысяч рублей.

К сожалению, первый проект по организации открытых торгов для нужд государства и естественных монополий – российская нефтяная биржа - сложно назвать успешным.

Практика показала, что проведение государством форвардных и фьючерсных контрактов малоэффективно. Государство должно производить закупки на спотовом рынке продукции сегодняшнего дня по мере необходимости и по мере поступления инвестиций в бюджеты всех уровней. Давайте рассмотрим ситуацию на простейшем примере: государство весной заключило фьючерсный контракт на поставку нефтепродуктов осенью, однако к этому времени года цена выросла, произошли изменения в системе налогообложения, и в результате возникла серьезная разница между оплаченным фьючерсом и отгруженным товаром. После возникновения подобных ситуаций, принесших реальные убытки, ни государство, ни продавца больше не заставишь использовать такой механизм закупок.

Кроме того, надо отчетливо понимать, что биржа, в силу специфики своего устройства и проведения на ней торгов, является механизмом зарабатывания денег с объема продаж и повышение заработной платы существенного количества сотрудников, занятых в данной отрасли, что объективно влечет за собой повышение цены приобретаемого на ней товар. На бирже есть возможность «игры» с ценой товара, «раскачивания» рынка как в сторону предельно высоких котировок, так и в сторону предельно низких (правда, для нефтепродуктов на мировых рынках в последнее время преобладает только первая тенденция). Есть все основания опасаться, что в момент закупки государством больших объемов нефтепродуктов из-за использования инсайдерской информации может произойти стремительный и необоснованный объективными причинами (запасами, погодными условиями и иными) рост цен. Я сомневаюсь, что подобный ситуация устраивает государство.

Альтернативой такому рынку являются электронные торги: электронные конкурсы и электронные аукционы. Наведение порядка в системе государственных закупок дает возможность использования новейших коммуникационных технологий.

С помощью электронных торгов госсзакупки проводятся со степенью открытости гораздо большей, чем у конкурсов или биржевых торгов, для которых, к сожалению, существует масса возможностей обойти правила. Электронные площадки – оптимальный вариант для того, чтобы сделать закупки открытыми и прогнозирумыми (во всех видах закупок: и по строительству дорог, и по созданию другой инфраструктуры) в любой момент, на любой стадии процедуры закупки. Открытость достигается не тем, что создаются дополнительные комиссии или организуются дополнительные проверки, привлекаются дополнительные ресурсы, – а самой технологией торгов. Здесь все процедуры абсолютно открыты: покупатель выставляет свои требования, продавцы называют цены товара и всем видно в режиме реального времени - кто победит, с кем будет заключена сделка и на каких условиях.

Для коррупции, сговора или организации еще чего-либо предосудительного или незаконного просто нет места. Коррупция не выживет в такой ситуации, когда все участники торгов как на ладони.

Экономическая выгода проведения электронных торгов может быть менее заметна для рынка труда при заключении небольших сделок. Однако при заключении контрактов на сотни миллионов рублей, когда проводятся открытые конкурсы, в которых без лишних ограничений могут участвовать любые организации, в том числе и иностранные, суммы экономии государственных средств могут достигать достаточно больших размеров. Например, при бюджете России в 2 триллиона рублей экономия может составить сотни миллиардов рублей! Правда, речь идет лишь о таких электронных площадках, которые созданы именно для оптимизации торгов и придания им настоящей открытости и предсказуемости.

Бизнес предлагает власти все эти электронные площадки абсолютно бесплатно, ему не придется тратить деньги даже на их поддержание и развитие. Электронные площадки – самообеспечиваемые, как и любой рынок.

Стоит отметить, что аукцион предполагает «сессию», в ходе которой происходит именно торг, а не приобретение по «первому выкрику» или по первой «электронной метке», как на бирже. Как известно, аукционную сессию можно организовать так, что цены будут или расти, или снижаться. При организации торгов «на снижение» сначала предлагается стартовая цена за единицу торгов, а закупается товар у того продавца, который предложит наименьшую цену. Такие варианты торгов неоднократно опробованы в корпоративных закупках для естественных монополий, таких, как РАО «ЕЭС России». Опыт был настолько успешным, что правление РАО «ЕЭС России» приняло решение не менее 60 процентов всех закупок (а общий объем их оценивается примерно в 300 миллиардов рублей) производить, начиная с 1 квартала 2007 года именно на электронных площадках.

Существующий опыт использования электронных площадок уверенно доказывает, что это лучший инструментов создания цивилизованного рынка межкорпоративных и межгосударственных закупок. Кроме того, эффективное использование современных технологий закупок с использованием электронных торговых площадок – одно из существенных условий развития нашей экономики и повышения эффективности участия государства в жизни российского общества.

Несомненно, торги, проводимые в традиционной «бумажной» форме имеют ряд недостатков, в первую очередь таких как:

  • достаточно высокие издержки продавца при организации проведения;
  • ограниченный круг участников (что связано с необходимостью совершения определенных действий как для получения информации о проведении торгов, так и для подачи заявки на участие в торгах);
  • возможность злоупотреблений, связанных с непринятием заявки, недопущением ее к торгам или определением победителя торгов;
  • сложность получения аналитических и статистических данных и, соответственно, их использования в маркетинговых исследованиях.

Введение системы электронных торгов служит интересам всех участников рынка: для покупателей – снижение затрат на участие, формирование конкурентной цены, значительное снижения уровня коррупции при реализации государственных заказов; для продавцов – расширение круга участников, возможность прогнозирования спроса и предложения; для всех участников рынка – совершенствование процесса торгов, формирование здоровой конкуренции, снижение вероятности злоупотреблений и повышение прозрачности процесса торгов.

Особую актуальность вопросы расширения круга участников торгов и повышения прозрачности процедуры торгов приобретают для организации продажи имущества должника, реализуемое как при обращении взыскания на имущество должника в процессе исполнительного производства, так и при реализации имущества должника арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства.

При организации продажи имущества в электронной форме продавец обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы.

Для проведения торгов в электронной форме продавец обязан использовать системы, обеспечивающие проведение таких торгов, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Использование таких систем для проведения торгов должно обеспечивать:

  • свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, к информации о правилах работы с использованием системы;
  • право участия в торгах без взимания платы;
  • электронную форму участия в торгах, в том числе представления заявки и прилагаемых к ней документов в форме электронных документов, а также представления электронно-цифровых копий документов;
  • хранение и обработку в электронной форме заявок и иных документов, представляемых заявителями, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств криптографической защиты информации;
  • создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, связанных с проведением торгов в электронной форме, в том числе протоколов комиссии о результатах проведения торгов;
  • бесперебойное функционирование и доступ к системе пользователей, в том числе заявителей в течение всего срока проведения торгов.

Требования к системам, обеспечивающим проведение торгов в электронной форме, должны быть установлены Правительством Российской Федерации.


       
    © Группа компаний "ТехАвто", 2007-2017

автосервисное оборудование, гаражное оборудование

+7 (915) 999-15-50